vakeli (vakeli) wrote,
vakeli
vakeli

Categories:

КАВКАЗ ПРЕДО МНОЮ: ОСЕТИНЫ

Начну цитатой из весьма компетентного источника: Дубровин Николай Фёдорович. История войны и владычества русских на Кавказе: том I. Книга I. СПб. 1871 г. Издательство Департамента уделов. Стр 284 – 287

… До появления русских на Кавказе, осетины владели только ущельями гор; вся же долина р. Терека до Редантсого поста, близь устья Ларского Ущелья, находилась во владении Кабардинцев, которые спускали осетин с гор только за плату. Заключённые в своих ущельях, выходы из которых были заперты, осетины были отрезаны от всего мира. В народной памяти ещё живы воспоминания, когда осетины не смели показываться на равнине, страшась кабардинцев, не только не пускавших их на плоскость, но врывавшихся даже в их горные владения. В обеспечение от таких вторжений, осетины строили башни в устьях своих ущелий и, в свою очередь, не пропускали без платы кабардинцев в горы. Русские отодвинули от гор кабардинцев, и некоторые из осетин, по предложению нашего правительства, спустились с гор и заняли часть так называемой Кабардинской плоскости, по обоим открытым берегам р. Терека. Часть эта весьма незначительна, и за тем почти всё народонаселение Осетии, начиная с Дигори, обитает в горах…

… Малая производительность почвы большей части горной Осетии довела население до крайней бедности. Осетины всегда терпели недостатки не только в предметах, которых не было в собственной стране, например – соли, но даже в насущном хлебе. Земля, удобная для хлебопашества и до сих пор имеет неслыханную цену: стоит того животного, которое может на ней поместиться. Эта малоземельность была причиною, что часть осетин переселилась на южный склон Главного хребта и добровольно отдала себя в кабалу грузинских помещиков. Заняв ущелья: Кударовское, Большой и Малой Лиахвы, Рехулы, Ксани и ея притоков, осетины стали крепостными князей Эристовых и Мачабеловых. Эти переселенцы и составляют поселения так называемых южных осетин и, в свою очередь, делятся также на многия мелкия общества, осящие названия по именам ущелий ими обитаемых. Много осетин поселилось в Мтиулетии и Хевском ущелье…

***

Теперь поглядим, как же дошли некогда несокрушимые аланы до жизни такой, обратимся к неумолимой и строгой дисциплине — её Величеству Истории:

итак — скифы, название, применяемое в древности для обозначения смутно представляемой массы людей — всех тех, кто проживал к северо-востоку от известных грекам земель, будь то кочевые или осёдлые народы. Для Геродота «скифы» — это группа народов, говорящих на одном языке и живших в краях, которые простираются от низовий Дуная до Азовского моря и далее. Более поздние авторы начинают разделять общую массу на собственно скифов и сарматов, а летописцы Рима уже фиксируют названия отдельных племён – языги, ясы, роксоланы, аланы. В первых века новой эры это относительное постоянство под натиском азиатских кочевников сменяется миграциями, формируется много недолговечных этнических образований.

Аланы, пришедшие из Заволжья, рассредоточились в северокавказской степи к востоку от меотов (меоты – предки адыгов: зихи,синды, фатеи, псесы, досхи). Во II-III в.в. н.э. аланы представляли собой самую крупную политическую силу в Предкавказье. Сведения о социальном строе «аланского мира» в эпоху поздней античности крайне скудны. Письменные источники упоминают племенных «царей», владевших значительными стадами и «работников». По-видимому алано-сарматские племенные образования в ту пору находились на переходной стадии от первобытнообщинного строя к классовому обществу – так называемый «период военной демократии».

Около 370 г. Кочевники-гунны разбили на Дону войско алан. Уцелевшие аланы частично смешались с той частью гуннов, которая продолжило движение на запад, частично ушли за Кубань и Терек, сохранив, таким образом, самостоятельность. Отступление алан в горы Северного Кавказа положило начало формированию нынешнего осетинского народа. Появление значительного аланского населения в горах разделило родственные по культуре племена на две территориально обособленные группы: адыгов — на западе, и аборигенных вайнахов и народы Дагестана — на востоке.

С IV в. между обеими группами сложился своеобразный «буфер» из ираноязычного населения. Уже к X. в. горы и предгорья Центрального Кавказа от р. Лабы и далее на восток до Дарьяльского ущелья были заселены аланами. Поселения их известны так же и в районах степной полосы — в низовьях Дона и Кубани, долине Терека и его притоков — Баксана и Сунжи. В средневековых источниках аланы именовались асами, в грузинских летописях их именовали осами.

Несмотря на частые разорения, которым подвергались аланы со стороны вторгавшихся из Азии кочевников, они достигли значительных успехов в социально-экономическом развитии и сплотились в мощный племенной союз. В начале X в. у алан на основе развития феодальных отношений сложилось государство с центром

В городе Маас (Нижнее-архызское городище в долине реки Большой Зеленчук). Византийские, арабские, хазарские и грузинские источники свидетельствуют о значительном политическом значении, которое приобрело аланское государство в

X-XI в. в.

В первой половине XIII в. на Северный Кавказ вторглись монголы. В 1222 г. значительный отряд, посланный Чингисханом, проник в Дагестан. Не сумев овладеть Дербентом, монголы обошли его и через земли лезгин снова вышли к берегам Каспия севернее Дербента, открыв себе путь в северокавказские степи. Здесь они натолкнулись на алан, вступивших для преодоления неприятеля в союз с кыпчаками-половцами. Монголы, пообещав половецким ханам часть добычи, отклонили их от союза. Разгромив алан, монголы напали на самих половцев, которые в свою очередь склонили к помощи южнорусских князей, однако в сражении у Калки монголы разгромили Руссо-половецкое войско.

Поход 1222-23 г.г. носил характер рекогносцировки. В конце 30-х годов XIII в., когда хан Батый начал поход на Восточную Европу, часть монголов вторглась на Северный Кавказ. Из всех народов подвергшихся нападению особенно пострадали аланы, — потеряв значительную часть своей территории, они были вытеснены из предгорья в горы. «Плоскостная» Алания с густым населением и крупными городами превратилась в пустынную степь, по которой кочевали со своими стадами золотоордынцы.

Монгольское нашествие привело к значительным изменениям в этническом составе

Северного Кавказа. В горах западной части Алании появились племена тюркской крови известные нынче под названием карачаевцев и балкарцев (разбитые монголами половцы покинули кочевья и бежали на запад и юг – Ибн-ал-Асира, арабский историк первой половины XIII в.: «… одни укрылись в болотах, другие в горах.» Под укрывшимися в болотах по-видимому надо понимать кумыков).

В 1386-88 г.г. хан Тохтамыш предпринял попытку завоевания территории сегодняшнего Азербайджана, где столкнулся со своим давним недругом Тимуром-хромцом. Весной 1395 г. Темурленг вторгся через Дербент на Северный Кавказ и у Нижнего Дулата на Тереке разгромил главные силы Тохтамыша. Продвигаясь в глубь горного Кавказа войско Тимура разоряло все поселения, встречавшиеся на пути. Поход Тимура завершил начатый монголами разгром алан, окончательно вытеснив остатки племени в высокогорье.

С упадком золотоордынских ханов адыги начали перебираться на правый берег Кубани и захватывать земли, ранее принадлежавшие аланам. Во второй половине XV в. путешествующий в этих краях генуэзец Интериано застал уже постоянное адыгейское население в степном Приазовье вплоть до устья Дона. О наличии адыгейского населения в непосредственном соседстве с Таной (Азов) есть сведения и у другого автора XV в. Иосифа Барбаро. К концу XV в. относится окончательное освоение кабардинцами степных и пригорных пространств бассейна Терека. Став неограниченными господами в равнинах и предгорьях, кабардинские князья поставили в прямую зависимость себе соседние, ранее принудительно перемещённые в горы народы, — в первую очередь балкарцев и осетин. В основе этой зависимости лежала необходимость пользоваться зимними пастбищами на плоскости. К этому времени, территория, занимаемая осетинами, ограничивалась ущельями, образуемыми верхним течением Терека и его притоками. Испытывая острую земельную нужду, осетины начали переходить на южные склоны Кавказского хребта. Древние перевальные дороги, ведшие в бассейн Лиахви и к верховьям Риони, определили район, куда переселялись осетины – Шида (внутренняя) Картли — и где они попадали в зависимость от грузинских феодалов — князей Зедгенидзе-Амилахвари, Мачабели.

Оставшаяся на Северном Кавказе основная масса осетин разделилась в соответствии с занятыми ими ущельями на четыре сообщества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское, существовавшие вплоть до новейшего времени почти совершенно обособленно друг от друга.

Далее — Цхинвали.

Этимология: от грузинского «рцхила» — граб и «вели» — земля, место, — т.е. «земля грабов».

В картлийских источниках село Крцхинвали Горийского моуравства (феода) синьории Саамилахваро впервые упоминается в конце XIV в.: «в Крцхинвали еврей Элиозидзе с его вотчиной» (Иммунитетная грамота мцхетских католикосских владений от 1392 года. ЦГИФ грузи список В № 1588)

Бедственное положение грузинских евреев после монгольского нашествия способствовало превращению их в крепостных. Сохранились многочисленные исторические свидетельства о крепостном состоянии грузинских евреев на протяжении почти 500 лет. В 1398 г. царь Александр преподнес бывшему патриарху грузинской церкви Диометию многочисленные дары, среди которых упоминаются 27 еврейских семей, крепостных царя, проживающих в селении Ганух.
В дальнейшем в связи со вторжениями Тимура, а затем турецкими и персидскими нашествиями, приведшими к разделению страны с конца 15 в. на три царства и пять владений положение грузинских евреев ухудшилось. Документы от начала 17 в. и до середины 19 в. свидетельствуют о многочисленных случаях продажи отдельных грузинских евреев, целых семей и групп и о передаче их одним владельцем другому в покрытие долга или в качестве дара.
В ходе бесчисленных войн, евреи, лишившиеся состояния и бежавшие в места, где им не угрожала опасность, вынуждены были искать покровительства местных феодалов. Ценой такого покровительства всегда было закрепощение.
Крепостные евреи делились на три категории: царские, помещичьи и церковные. Так как церковная зависимость являлась самой лёгкой, то большинство старалось по возможности избрать её. Так, к примеру, семья церковных крепостных из Цхинвали Манашерашвили была обязана в течение года предоставлять пять фунтов воска церкви, после чего была свободна от всех повинностей.
Крепостные евреи занимались в основном сельским хозяйством, а также традиционными еврейскими ремеслами — ткачеством и крашением. Часть их занималась торговлей вразнос и другими отхожими промыслами.

Церковь способствовала интенсивному заселению расположенного на связывающем Северный Кавказ с долиной реки Куры торговом пути села Цхинвали еврейско-армянскими «монастырскими» людьми, получавшими «патент» на право торговли и занятие ремёслами с выплатой церкви определённой доли прибыли.
К середине XVIII в. еврейское население Цхинвали количественно доминировало над грузинским и армянским. За счёт прироста количества выкупивших себя из крепостной зависимости евреев торговля и ремёсла полностью перешли под контроль еврейской общины. Отдельные еврейские семьи скупали земельные участки в окрестностях (совр. сёла Тамарашени и Земо Хвити) и с успехом занимались сельским хозяйством.
К середине XIX в. окончательно сформировалась структура еврейской общины города, сложился средний класс — в Цхинвали евреи владели всеми мануфактурными магазинами, сапожным, скорняжным, шапочным, портняжным, кирпичным и пекарным производством. В Цхинвали были две пекарни по выпечке мацы, которая считалась лучшей во всей Восточной Грузии.
В 1890 году еврейская община пригласила посетить Грузию уроженца г. Ковно Абрама Хволеса (ученик Ковенского рабби Ицхака Спектора) и избрала приезжего ашкенази раввином Цхинвали.
Рабби Абрахам ха-Леви Хволес открыл в городе первую в Грузии талмуд-тору, организовал обучение девочек (революционная новация в среде грузинских евреев), выписав из Литвы преподавателей, владеющих ивритом. К концу XIX в. в Цхинвали насчитывалось шесть синагог.
Согласно учётной переписи городского населения от 1910 года из 900 дворов, составлявших жилые кварталы Цхинвали – 346 принадлежали евреям с числом жильцов в 2130 душ, 330 – грузинам – 1660 душ; 166 армянских дворов – 890 душ и 58 осетинских – 355 душ (или 42,3% - 33% - 17,7% - 8,8% соответственно).
«Ключевые» позиции в городе в начале XX в. занимали еврейские семейства — Манашерашвили, Элиашвили, Мамистваловы и Крихели.

Именитые евреи, выходцы из Цхинвали: публицист, деятель сионизма Н. Элиашвили (1893 – 1929; с 1925 в Эец-Исраэль), историк А. Крихели (1904 – 1974; с 1973 в Израиле), писатели Аврахам и Тамара Мамистваловы (с 1974 в Израиле), актёры Табу и Кимано Крихели.

Что добавить? В 1937 году в Цхинвали были арестованы и расстреляны девять хахамов, синагоги закрыты. Ну а в наиновейшее время прилежные ученики кремлёвских сидельцев, по наущению забугорных кураторов затеяли кутерьму с самоопределением и самоидентификацией «южноосетинского» народа. Во что это вылилось — знаем, однако, уверен, не на долгие годы. Прорвёт фурункул в достаточно короткие сроки.

***

Моё личное отношение к осетинам (не к так называемым «южным» осетинам, ибо таковых не существует в природе, а к этносу в целом) — глубокое уважение. Тому есть две причины: во-первых на протяжении всей жизни теснейшим образом общался, дружил и продолжаю поддерживать крепчайшую дружбу. Ни разу не было прецедента нарушения осетином моральных канонов и «адатов» братства, наоборот — постоянная готовность к поддержке, искренние, открытые отношения. Во-вторых — в оценке совокупных факторов, характеризующих ту или иную народность, приоритетным считаю культурологические аспекты, традицию (в метафизическом понимании). В нашем случае абсолютный мой восторг вызывает феномен сохранения культурной традиции малым народом вопреки множественным попыткам его уничтожения и насильственной ассимиляции. За двадцать столетий непростой истории осетины сберегли не только уникальный древний язык (оба диалекта сегодняшнего осетинского языка — иронский и чуть более архаичный дигорский — являются производными древнего скифского или североиранского) как форму, несущую, как и любой язык, некое культурное содержание, но и само содержание, которое отображает состояние древнейшей цивилизации скифов на последней ступени её развития, — полные архаики, бесценные эпические реликвии — «Сказания о Нартах». Более того: этот великолепный эпос в той или иной степени восприняли соседи, и большинство малых народов Северного Кавказа реформировали собственное фольклорное наследие включением отдельных «нартских» эпизодов, а группа адыгских народов, переместив некоторые акценты и сменив функциональные определяющие родословной Нартов, полностью позаимствовала эпос. Правда компиляции соседей в сравнении с основным корпусом выглядят несколько убого, ибо в большинстве случаев в них искажено как раз специфическое осетинское, скифское, нисходящее к истокам индо-иранской мифологии, однако это вполне закономерное явление — мифология всегда отражает структуру социального слоя и социальных отношений.

Блестящее культурное наследие осетин не привлекало должного внимания в «большой» империи вплоть до XIX в. — великороссам присуще, на мой взгляд, ничем не обоснованное, снисходительное отношение к малым народам.

Живительный интерес пришёл как всегда с Запада: в 1814 году Генрих фон Клапрот, немец, как можно догадаться, отметил в своём фундаментальном труде «Reise im Kaukasus und nach Georgien» связь устных осетинских преданий с эпическим наследием арийского Ирана. Только в 80-е годы XIXв. Российский этноисторик, знаток индоиранской культуры Всеволод Фёдорович Миллер подготовил и издал великолепный трёхтомник «Осетинских этюдов», позже, в 1904 появилось его же обзорное исследование сравнительной грамматики осетинского языка и уже после смерти учёного в 1927-34г.г. был издан осетино – русско – немецкий словарь в трёх томах, первый из которых составлен Миллером а остальные два А. Фреманом. На протяжении XX века осетинский язык и культура являлись предметом изучения ряда видных иранистов от сэра Гарольда У. Бейли до фанатично влюблённого в скифское наследие француза Жоржа Дюмезиля…

***

Нелепый сепаратизм продолжателей дела товарища Кокоева, науськанных и управляемых кремлёвскими «технологами», лично у меня вызывает чувство брезгливого недоумения — «… тщательнее надо работать, товарищи!», как говаривал ироничный Жванецкий. Убогая эта комедия обречена на провальный для постановщиков финал, тут и мудрствовать особо не стоит. Причём финал, к разочарованию тех самых «технологов», будет мирным и бескровным (Грузия полиэтничная страна, так распорядилась История и тому способствовала толерантность моего народа), не до конфликтов сегодня, дел много — надо чинить общий дом, получивший значительные повреждения за последние годы…

Subscribe

  • АРБАЙТЕН

    В годы Второй мировой Советская армия пленила 5 016 900 иностранных военнослужащих. В плену оказались и более 200 000 воевавших на стороне…

  • ...

    У грузин есть популярная поговорка, труднопереводимая, но суть можно уловить и в подстрочнике: «Клятве верю, но хвост мешает». К чему…

  • Архиепископ Мцхетский и Тианетский читает пасхальную эпистолу Патриарха всея Грузии

    Для русскоязычного читателя привожу наиболее значимые, на мой взгляд, посылы патриарха: «Несмотря на усилившийся натиск Сил Зла в нас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments